Если даже очень захотеть сказать хорошее о местном самоуправлении устами тех, кто исполняет 131-й ФЗ на местах, получится невнятный лепет, да и то ради того, чтобы уж совсем не обидеть писавших и принимавших его чиновников, депутатов и экспертов. Списанный с западных образцов, он, как самолет папуасов, сделанный по образцу и подобию виденного ими летательного аппарата, — похож, да не летает.
Статья "Нет повести печальнее на свете, чем сказ о местной власти и бюджете" из журнала Журнал «Российская Федерация сегодня».
Против лома нет приема
Можно назвать множество разных причин, из-за которых муниципалитеты функционируют неэффективно, но только одна, в абсолютных условиях рыночных отношений, обездвиживает кровоток муниципалитетов на пути их развития — это финансы. Банально! Но, как говорится, против лома нет приема.
Находясь в зоне экономической неполноценности, абсолютное большинство муниципалитетов зависит от межбюджетных отношений с регионами, то есть живет по средневековому правилу — «вассал моего вассала». Бюджет муниципалитета не рождается в его недрах, а возникает в министерстве финансов субъекта из расчетов по замысловатой методике на каждое муниципальное образование. В октябре месяце эти цифры спускают на места, а уже к концу ноября муниципальные депутаты готовят и утверждают по ним свой годовой бюджет. Дальше начинается то, о чем выразиться можно так: нет повести печальнее на свете, чем сказ о местной власти и бюджете!
Средств сверстанного таким образом бюджета муниципального образования хватает лишь на зарплату его служащих, оплату коммунальных услуг за объекты собственности администрации и налога на эту собственность, уличное освещение, функционирование по минимуму Центра культуры, досуга и спорта, частично на неотложный ремонт внутрисельских дорог, ГО и ЧС, благоустройство. И все! Где уж тут 46 полномочий, прописанных сегодня в Федеральном законе № 131?
И если даже исключить «полуживые» вопросы местного значения, такие, например, как осуществление муниципального лесного контроля, создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения и т.д., все равно деньги нужны на то, без чего муниципальное образование работать не может, но должно — провести энергоаудит, изготовить схемы теплоснабжения, водоотведения, электроснабжения, узаконить право собственности, создать запас продовольствия и медикаментов на случай ЧС, организовать межведомственное взаимодействие и оказание муниципальных услуг.
Средства нужны на обязательное софинансирование при участии в краевых и федеральных программах, на сметы, экспертизы, аттестацию рабочих мест, помпы, сирены, добровольную пожарную дружину, дорожные знаки, уборку лицензированной техникой снега, на строительство хозплощадок под мусорные контейнеры, квартиру для участкового инспектора, ремонт помещения администрации муниципального образования и т.д. И средства немалые. Замерил рулеткой посланник БТИ участок 25х30 метров — 25 тысяч рублей, приехал специалист энергоаудита — 80 тысяч рублей за одно здание, хочешь открыть право муниципальной услуги через «Ростелеком» для населения — пожалуйте 350 тысяч рубчиков, а открыть их в районе надо 21. Откуда эти цены и где взять такие деньги?
Зона экономической неполноценности
Однако око государево в ипостасях прокуратуры, гостехнадзора, госпож-надзора, госпотребнадзора, Федерального казначейства, ФАС, ОБЭП, следственного комитета и т.п. безусыпно следит за исполнением ФЗ № 131 на местах. Это оборачивается штрафами, часто не соизмеримыми с заработной платой штрафуемых муниципальных служащих и глав поселений.
Штрафы могут выписать за кучку мусора, выброшенного из ведра нерадивым жителем на «задах» своего земельного участка, за отсутствие помпы или таблички, обозначающей гидрант, за отсутствие скотомогильника на территории муниципального образования, за использование при снегоочистке улиц села не лицензированной на то техники. Наказывают даже за отсутствие евророзетки в здании администрации и дорожного знака в тупиковом переулке, куда транспорт заезжает раз в неделю, да и тот — трактор с телегой для сбора мусора от жителей... Все зависит от характера и настроения проверяющего или твоих способностей убеждать. Куда ни глянь — плати, плати, плати.
В то же время зарплаты муниципальных служащих находятся на уровне оплаты неквалифицированного труда в Российской Федерации. Например, у специалиста 1—2-й категорий она составляет сегодня чуть более 8 тысяч рублей в месяц, работника, осуществляющего техническое обслуживание, — 6 190 рублей и даже главного специалиста — не более 13 тысяч рублей.
При таких заработках не только найти в селе и привлечь к работе в органы местного самоуправления кадры почти невозможно, но и удержать вызревших профессионалов проблематично. Высокие требования к квалификации, большая ответственность и жесткие меры, применяемые к муниципальным служащим контролирующими органами, низкая заработная плата и возросшая кратно требовательность жителей к органам самоуправления не мотивируют делать выбор в пользу «служения малой Родине». Если все будет и дальше так развиваться, в ближайшем будущем местное самоуправление в глубинке выродится и пойдет по пути передачи полномочий в районные центры. Станет декоративной властью, способной лишь выдавать справки.
Одна из проблем сел — благоустройство. Сегодня среди более чем 23 тысяч муниципалитетов 19 тысяч — сельские. Жизнь в них имеет право быть такой же комфортной, как и в городе. Но не может, в принципе, потому, что благоустройство должна обеспечивать служба ЖКХ, которой в селе нет в силу своей нерентабельности. Вот и получается, что в поселениях с населением до восьми-десяти тысяч создавать комфорт, уют и красоту приходится полукустарным способом, силами временно привлеченных по договору рабочих и работников администрации во главе с главой.
Лет шесть назад наш сельский муниципалитет при содействии районного центра занятости для благоустройства села принимал на работу местных жителей. Зарплата хоть и была небольшой, но люди старательно наводили порядок и красоту, понимая важность своего труда для родного села. Это очень выручало администрацию муниципального образования. А потом наш муниципалитет стал высокодотационным из-за зачисления в его бюджет средств, выигранных в конкурсе краевой программы «Местные инициативы», и сотрудничество с центром занятости в силу вступивших в этом случае ограничений стало невозможным.
Выбирая между «молотом и наковальней», мы отдали предпочтение инвестиционной краевой программе и за 6 лет участия в ней четырежды становились получателями средств на решение серьезных, рассчитанных на перспективу задач. Это позволило нам установить в селе новую водонапорную башню, отремонтировать технический одопровод для полива огородов жителей, сделать капитальный ремонт очистных сооружений и установить красивую изгородь вокруг сельского стадиона. Но если бы деньги, полученные из средств краевой программы, не шли в зачет финансовой помощи бюджету муниципального образования, то уборка села, обрезка деревьев, устройство цветочных клумб, посадка деревьев и т.д. были бы возможны на качественно ином уровне.
Теперь о коррупции
О противоправных действиях с целью извлечения выгоды и обогащения. Скажите, какую выгоду можно извлечь в селе, за счет чего обогатиться? Земля у нас только общедолевая, всей остальной распоряжается районная власть. Различного рода справки мы обязаны выдавать по требованию жителей бесплатно. Зарплата муниципальных служащих фиксированная. Одним словом, в сельском поселении реально нет питательной среды для возникновения коррупции. Но вот прокуратура так не считает и, ссылаясь на закон, требует бесконечных отчетов и справок... Эти требования бывают иногда абсурдными, отнимают массу времени, энергии, нервов.
Вот выдержки из решения Совета муниципальных образований Ставропольского края: «В 2011—2012 годах значительно возросло общее количество обращений, поступающих из районных и городских прокуратур в органы местного самоуправления края. Если в 2010 году из органов прокуратуры края поступило 12374 запроса и требования, то в 2011 году — уже 15060...
Зачастую информация, запрашиваемая органами прокуратуры, объемна по содержанию и требует значительного времени для подготовки. Несмотря на это работники прокуратуры, ссылаясь на статьи закона «О прокуратуре Российской Федерации» дают указания о немедленном и неукоснительном представлении ответа в кратчайшие сроки (от нескольких часов до 1—3 дней)... Нередки случаи, когда запрашиваемые сведения в принципе не могут быть предоставлены, так как не относятся к вопросам ведения органов местного самоуправления.
Недостаточно четкое распределение компетенции между уровнями публичной власти и неопределенность формулировок в действующем законодательстве приводит к тому, что органы местного самоуправления исполняют полномочия, присущие органам государственной власти.
При этом акты прокурорского реагирования выносятся без учета полномочий органов местного самоуправления».
Заметьте, это говорит уже не отдельно взятый представитель местного самоуправления, это кричит от недостатка кислорода все муниципальное сообщество. Может, это и не является произволом со стороны прокуратуры, ведь она на местах тоже задыхается от рутины бюрократизма, но справедливым это никак не назовешь.
Виной всему зыбкость формулировок 131-го закона. Как правило, описание полномочий органов местного самоуправления начинаются со слов «создать условия», «участвовать», «содействовать» и т.п. Безликие словосочетания, по которым определить степень обязательности их исполнения невозможно, так же, как и понять, к какому действу призывают эти глаголы-гермафродиты. У муниципалитетов может быть одно мнение на этот счет, у прокуратуры — другое. И ясно, в этом споре побеждает сильнейший.
Другим могильщиком оптимизма сельского самоуправления является ФЗ №94. Деньги, если таковые случаются в сельском поселении, поступают на счета муниципалитета к июлю месяцу, — то доходов нет, то остатки нельзя тратить, то министерство финансов субъекта затягивает с их передачей, то местное финуправление вместе с казначейством их не находят. А потом начинаются гонки. Подрядчик старается уложиться в сроки и с наименьшими затратами, заказчик старается стребовать качество и выполнение заказа в определенные контрактом сроки. Мало того, что подрядчик, выиграв аукцион, нам ничем не обязан, так еще и в ходе работ из-за антагонизма интересов возникают ненормативные отношения. Где уж тут до взяток и коррупции? О каком сговоре речь, когда аукцион в Интернете, за контроль качества ответственность несут сторонние, а после приемки работ подрядчик даже сказать «до свидания» не является.
Вы скажете, при чем здесь полномочия местной власти? При том, что все в этом пространстве и времени взаимосвязано. Законы, общественные и производственные отношения, потребности людей и их удовлетворение. В России пирамида власти стоит основанием вверх. Внизу, где в селе, поселке, хуторе, жизнь пульсирует всеми своими силами в противоречиях, заботах, делах, удачах и поражениях каждого отдельного человека, семьи, общества в целом, — денег минимум, управленческий аппаратминимальный, а бумаг к исполнению — максимум, как и требований, претензий, ответственности. Просто какая-то гоголевская чертовщина.
Кто нам объяснит, почему нельзя взять на вооружение китайский опыт хозяйствования и управления государством или лучшее, что было при Советах? Мы заладили, как загипнотизированные, — рыночные отношения да рыночные отношения. Ну, всем сегодня очевидно, что голые рыночные отношения в государстве — это тупик, сказка с однозначно плохим концом. В условиях тотальной дотационности могут ли органы местного самоуправления быть самостоятельны, а люди, самоорганизовавшись, под свою ответственность решать, как им жить?
Не критики ради, а самоуправления для
Можно еще долго критиковать 131-й ФЗ, но что в осадке? «Критикуя—предлагай». Итак, попробуем предложить. Прежде всего, нужно внести дополнения в 131-й ФЗ, завершив его статьей, в которой говорилось бы о том, что органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих полномочий в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены финансовыми и материальными ресурсами. Реально это должно быть так. Совет депутатов муниципального образования определяет исполнение полномочий из перечня, закрепленного базовым законом, на предстоящий год и утверждает расходную часть бюджета на их выполнение.
Было бы справедливым, если бы уровень минимальной бюджетной обеспеченности муниципального образования определялся на основе государственных минимальных социальных стандартов, на единой правовой базе и методических принципах, понятных власти во всех поселениях Российской Федерации. А чтобы усилить мотивацию к получению дополнительных финансовых источников, сделать так, что, если муниципалитет соберет больше налогов, пусть получит от остальной суммы, допустим, еще 13%. Например, минимальная обеспеченность для поселения определена в 6 миллионов рублей, а он собрал на своей территории налогов 10 миллионов, из которых 6 остается муниципальному образованию, 4 — в государственную казну и из них 13% тоже остается муниципалитету.
Это, конечно, не рецепт, а поиск формы преодоления несправедливого по сути перераспределения налоговых источников доходов. И что очень важно, деньги в бюджеты поселений должны поступать напрямую через государственную систему казначейства, минуя финансовые структуры региона.
Считаю, и со мной соглашаются практически все мои коллеги, необходимо сокращать количество муниципальных образований путем их объединения с учетом плотности населения и расстояния между поселениями. Это позволит ввести в штатное расписание администраций крайне необходимые ставки юристов и работников по межведомственному сотрудничеству и оказанию муниципальных услуг, и вместе с тем сократить в целом по стране число местных управленцев.
Так как услуги по технической инвентаризации, кадастровой оценке, нотариальным действиям необоснованно дороги, государству необходимо взять под свой контроль цены по оказанию этих услуг для муниципальной власти. Освободить сельские муниципальные образования с численностью жителей до 5—8 тысяч или бюджетом до восьми—десяти миллионов рублей от исполнения 94-го ФЗ.
Не нужно считать нецелевым использованием средства бюджета, потраченные исполнительной властью по согласованию с депутатами на осуществление полномочий и исключить применение понятия «неэффективное использование средств бюджета», если неизрасходованные остатки не используются до трех лет. Это позволит нам накопить деньги для решения задач, не обеспеченных бюджетом.
Совершенно необходимо ежегодно выделять в каждое дотационное муниципальное образование целевые средства на ремонт, реконструкцию и строительство объектов инфраструктуры (не менее, чем на один объект). Сегодня в сельских поселениях 90 процентов объектов инфраструктуры изношены или их вообще нет. Разрешить сельским поселениям утилизацию бытовых отходов по упрощенному варианту при условии соблюдения требований по расстоянию до поселения, источников забора воды и т.д.
Предусмотреть в бюджетах муниципальных образований средства на удовлетворение требований гостехнадзора, госпотребнадзора, госприроднадзора и остальных органов, осуществляющих государственные надзорные функции.
Ограничить власть районного уровня, оставив ей роль координатора межпоселенческих процессов. (А еще правильнее убрать совсем, заменив районный уровень власти Советом глав муниципальных образований района во главе с председателем).
Слушая выступления представителей федеральной власти, мы, конечно, чувствуем их озабоченность происходящим, понимание проблем, с которыми сталкивается простой народ в государстве, и желание преодолеть трудности. Нельзя сказать, что ничего не делается.
В интервью журналу «РФ сегодня» председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев, говоря о сегодняшнем состоянии местного самоуправления, по сути называет те же проблемы, что обозначились еще на стадии принятия 131-го закона и обещает, что вот-вот Госдума снесет яичко золотых перемен: местные бюджеты наполнятся доходами от перераспределенных налогов, начнется подготовка остро необходимых муниципальных кадров.
Правда, так долго ожидаемое благо наступит не в один день. Перемены будут проходить поэтапно — того, когда местная власть станет дееспособной и уважаемой, ждать придется годы. А между тем, продолжают ржаветь питьевые трубопроводы, изнашиваться когда-то асфальтированные сельские дороги, канализация, водонапорные башни, системы уличного освещения. Срочно требуется решать дорогостоящие проблемы скотомогильников и утилизации мусора, очистных сооружений и многие другие. Требования к местной власти возрастают — люди хотят жить хорошо не через годы, а уже сегодня, и они имеют на это право.
Николай ХРИПУШИН,
глава Краснооктябрьского сельсовета Буденновского района Ставропольского края