Создание качественно новой образовательной среды – приоритетная задача национального развития!
Президент РФ, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин в июле 2016 г. дал старт новым приоритетным проектам в социальной сфере. Одной из основных задач является повышение доступности образования, как основного, так и дополнительного.
Руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», президент образовательного холдинга «Наследник» Любовь Духанина считает, что именно в этом контексте следует рассматривать дальнейшую реализацию принятой в 2015 г. федеральной программы, согласно которой до 2020 г. в стране должны быть построены 293 новые школы с финансированием из федерального бюджета и более 800 – за счет бюджета регионов.
«Современная школа – это не только уроки и группы продленного дня. Это насыщенная среда, в которой основное и дополнительное образование – творческие кружки, спортивные секции, проекты и исследования, дискуссионные клубы – создают для ребенка пространство развития. Строительный проект новой школы должен предусматривать возможности физического размещения под одной крышей различных урочных и внеурочных образовательных форм, – считает Духанина. – Будет правильно, если в новое школьное здание придет новая команда учителей – не только предметников, но и проектировщиков образовательного процесса. Эти команды должны специально готовиться в регионе как силами региональных институтов повышения квалификации, так и с привлечением федеральных экспертов».
С введением федеральных государственных стандартов в школу должны прийти метапредметные образовательные технологии, ориентированные на мышление, понимание, метод «переоткрытия открытий». Однако, по мнению Духаниной, учителю-предметнику сложно организовать такую работу в одиночку, и в ней ему могут помогать специально обученные волонтеры. Образовательное волонтерство как форма партнерства школы и социума имеет сегодня огромные перспективы, поскольку открывает широкие возможности обновления содержания образования. Студенты, обучающиеся на специальностях технического, экономического, социального направления, уже становятся экспертами исследовательских и проектных работ учащихся, ассистируют учителям на уроках, помогают организовывать работу детских групп в ходе проведения образовательных игр. Студенты педагогических вузов в свою очередь за счет такой работы уже на втором-третьем курсе приобретают реальные навыки реализации прогрессивного образовательного стандарта.
«Новая школа – это школа, где учат и учатся, проектируют и создают. В рамках предыдущего этапа реализации приоритетных национальных проектов были созданы уникальные технологии работы с детьми и управления образовательным процессом. В рамках текущего этапа должны быть созданы условия для массового тиражирования инновационных образовательных форм, уже отработанных передовыми педагогическими командами», – отметила Духанина.
Одной из таких форм, по ее мнению, может стать взаимодействие школ с некоммерческими организациями. Увеличение грантовой поддержки социально ориентированных НКО создает условия для реализации в малых городах и в сельских территориях программ, которые до сих пор были доступны только для участников крупных федеральных площадок («Таврида», «Территория смыслов», «Месторождение талантов», «Лифт в будущее», «Сириус» и т.д.)
«Программы образовательного волонтерства и работа социально ориентированных НКО станут «кровеносной системой» доставки нового содержания и новых технологий в массовую школу. Они же станут основой новых форм повышения квалификации уже работающих педагогов и обучения студентов, планирующих работать в школе. Эксперты видят возможность переподготовки сложившихся школьных команд на базе образовательных организаций. Работа в таком формате ведется со всем школьным коллективом сразу: анализируется имеющийся опыт, ставятся новые цели, а освоение новых технологий сразу происходит на практике», – поделилась своим видением развития школы Любовь Духанина.
Для реализации этого подхода не требуется новых концепций. Она считает: «Нужен переход от жесткого администрирования к гибкому проектному управлению и возможностям свободной интеграции уже имеющихся в системе образования ресурсов».
Нарушения экологического законодательства в поселке Наушки
КНАУФ расширяет сотрудничество с МАРХИ